Форма входа
Категории раздела
Главная » Статьи » Мои статьи

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ЯЛТЕ
Все прекрасное, разумное и
вечное на земле, все, чем мы
восхищаемся и гордимся,
создано гением человека.
Е. Вучетич


 Наблюдающееся в настоящее время внимание к церкви и церковному зодчеству
определяется многими обстоятельствами. Церковь стремится к преображению окружающего мира, социальной и жизненной среды. В связи с этим она рассматривается как источник духовной культуры народа – основы сохранения традиций, достижений человечества в прошлом, личностного развития человека.
  История армянского народа тесно связана с возникновением христианства, церковью и неотделима от нее. Еще в 70-е годы ХП века большинство армянских епископов и монахов выступали сторонниками переговоров по вопросам религиозных догматов с целью сближения с греко-православной церковью. Всюду, где бы не появлялись армяне, одним из первых их строений была церковь или монастырь.

  Ныне в Крыму известно около ста армянских церквей и монастырей. Одна из них – армян-
ская церковь в Ялте – памятник культуры, построенный на средства крупного армянского нефтепромышленника Погоса Тер-Гукасяна в память о рано ушедшей из жизни дочери, похороненной в семейной усы-
пальнице у основания храма.
Проект церкви в 1905 году был выполнен архитектором Габриэлем Тер-Микеляном. Церковь соору-
жалась в 1909–1917 годах и по облику напоминает церковь св. Рипсиме (в 618) в Эчмиадзине, являющуюся образцом крестово-купольного храма средневековой Армении, но одновременно следующей стилю модерн.
Материалом для строительства послужил форосский вулканический туф.
Чертежи, роспись купола, рисунок алтаря и др. были выполнены по эскизам родоначальника национальной исторической живописи, известного графика, театрального художника Вардгеса Суренянца (1860–1921).
Творческий союз живописца Суренянца, выходца из семьи священника и архитектора Тер-Микеляна, оказался достаточно удачным. Им в полной мере удалось возродить национальную старину Армении, где зритель словно погружается в давно минувшую эпоху, не утрачивая при этом связи времен.
С детства Суренянц много путешествовал по Крыму, бывал у своего дальнего родственника Ивана Константиновича Айвазовского, учился в Лазаревской семинарии, институте восточных языков, училище
живописи, ваяния и зодчества в Москве. Художественное образование он получил в Германии, в Мюнхенской академии художеств. Его учителями были Каулбах и Зейтц. Вернувшись в Россию, Суренянц отправился с археологической экспедицией в Персию.
Видное место в его творчестве занимали книжные иллюстрации к таким произведениям, как: «Шутки
пера» А.Цатуряна, «Хаджи-Мурат» А.Толстого, «Восточные песни» А. Спендиарова, «Бахчисарайский
фонтан» А.Пушкина.
Как театральный художник В.Суренянц, создал декарации к опере «Демон» Рубинштейна, балету
«Корсар» Адана, спектаклям «Слепые», «Непрощенная» М.Метерлинка, «Чайка» А.Чехова.
В его живописных полотнах отразилась жизнь и история армянского народа. Среди них: «Покинутая», «Попранная святыня». Картины «Семирамида у тела Ара Прекрасного», «Церковь Рипсиме в Эчмиадзине» являются достоянием Государственной картинной галереи Армении в Ереване.
Картина «Саломея» была представлена на выставке в Мюнхене (1912 г.) и на всемирной выставке в Венеции (1914 г).
Вардгес Суренянц – представитель армянского искусства конца ХIХ начала ХХ века вошел в историю мировой культуры не только как живописец, иллюстратор, но и как переводчик, владеющий семью языками (русским, армянским, английским, немецким, итальянским, персидским, турецким). Он переводил на армянский язык Шекспира, Уайльда, Гете. Несмотря на одиночество, болезни, в нем не угасала жажда творчества.
Армянская церковь в Ялте была последним завершающим этапом его творчества. Здесь он и покоится под скромной могильной плитой из серого диорита.
  Величественное сооружение, стоящее на крутом горном склоне в окружении зелени – пирамидальных кипарисов, грандиозной парадной лестницы, ведущей к главному южному фасаду, создает потрясающий
видовой эффект.
Поднимаясь по ступеням (их сто), пред нами предстает изумительная крестово-купольная церковь,как бы высеченная из монолита с шестигранным зонтичным куполом на изящном барабане, увенчанном крестом, устремленным к Богу.
Бросается в глаза низкая полуовальная арка с ложным сводом; открытая галерея с тремя аркадами на тонких византийских колоннах; изящный балкон с гребешками щипцовых завершений; два арочных окна,украшенные орнаментальным крестом с армянской вязью; ротонда-звонница. По фасаду – скупо разбросанные детали тонкой армянской резьбы по камню.
Любуясь увиденным, идешь по кругу в западную часть строения. Там лестница – истинный вход в церковь. Цокольный этаж служит склепом. Поминальная ниша открыта в сторону парадной лестницы и обрамлена орнаментированной аркой. Тут же апсида усыпальницы.
На южной верхней лоджии расположена романтическая беседка для отдыха и молитвы. Узкие декоративные окна, более похожие на бойницы, над одним из которых расположено рельефное изображение двух воронов, охраняющих вечный покой усопших, составляют орнаментальное единство окна с металлической решеткой и готическим парапетом.
Известно, что скульптурную часть выполнил художник С.Д. Меркуров, который искусно украсил церковь не только снаружи, но и внутри. Будучи выходцем из большого армянского города Александрополя, он прошел великую школу от каменотеса до мастера монументальной скульптуры; познал искусство традиционной армянской вязи, что ярко обнаруживается в ялтинской церкви. Восточный и южный порталы украшены изумительной работы колоннами, которые по мысли Суренянца и Меркурова должны были
символизировать могучие деревья, у основания которых «вырастают» изящно переплетенные между собой корни, а от ствола на уровни капители отходят ветви виноградной лозы. И в этом смысле живописцу Вардгесу Суренянцу принадлежит доминирующая роль: будучи человеком мифопоэтической эпохи, он впитал в себя яркие и самобытные черты нового стиля, получившего отражение в стилизованных растительных орнаментах и декоративном узорочье.
Великолепен интерьер армянской церкви – крестообразный в плане неф и купол, расписанный Вардгесом Суренянцем «по светлому зеленоватому фону – белые и синие стилизованные цветы, языками тянущиеся к солнцу, расположенному в центре купола. Синие райские птицы искусно вплетены в растительный орнамент».
В главной апсиде, под купольным пространством расположен прекрасно исполненный иконостас, украшенный орнаментальными майоликовыми плитками и золочеными деталями, освященный светом из боковых окон апсиды, создающий особую цветовую симфонию. Беломраморные ступени амфитеатром уходят ввысь от амвона. Над алтарной дверью – парящий крест удивительной резьбы.
Внешние, тяжелые монолитные стены имеют минимум украшений и лишь ажурно-орнаментальная
резьба по камню, да своеобразные «нетрадиционные» формы рисунка фасада свидетельствуют о влиянии стиля модерн на церковную архитектуру новой эпохи.
С 1960 годов здание церкви занимал Ялтинский краеведческий музей. На ее территории проходили киносъемки таких фильмов, как «Овод», «Три толстяка», «Щит и меч», «Праздник святого Йоргена».
К 150-летию Ялты церковь была отреставрирована. В настоящее время в ней функционирует воскресная школа, проходят богослужения и песнопения под звуки чарующей музыки органа.
Самое удивительное, что по воскресным дням, после службы прихожанам раздают мясо барана, которого принесли в жертву.
Весь общий настрой и очарование ялтинской церкви, свидетельствует о таланте, трудолюбии, духовности ее создателей, их тяготении к эстетической красивости и уютности, что так свойственно армянскому
народу.
Категория: Мои статьи | Добавил: kattarrinna (12.05.2011)
Просмотров: 2640 | Теги: недвижимость, отдых в крыму, Ялта, достопримечательности ялты, армянская церковь, достопримечательности крыма, церковь, аренда, курорт, в ялте | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 12
Статистика
  • Квартиры у моря от застройщика Эко Дом